САМОАНАЛИЗ

 

 

Главная

Самоанализ

Заслуги

Мои курсы

Родителям

Ученикам

Мои работы

Работы учеников

Полезные ссылки

Сайт школы

 

   

САМОАНАЛИЗ     РАБОТЫ

Я, Романенко Вячеслав Иванович, работаю учителем физики  с 1991 года. Общий педагогический стаж 27 года. Образова­ние высшее, в 1991 году окончил Воронежский государственный педагогический институт, физико-математический факультет по специальности физика и информатика.

Рабочие программы составлены на основании Примерных программ основного общего среднего общего образования по физике, информатике и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования и ориентированы на работу: «Информатика» 7-9 класс - учебно - методический комплект Л. Л. Босовой, А.Ю. Босова; «Информатика и ИКТ» 10-11 классы - И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера, Т.Ю.Шеина.; «Физика» 9 класс - А.В. Перышкин; «Физика » 10 -11 класс - В.А. Касьянов. Программы реализуют содержание учебных дисциплин и ориентированы на формирование у учащихся ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования, под которым понимается умение применять на практике сформированные знания. При разработке рабочих программ учебных предметов приоритетным направлением были требования к результатам освоения основной образовательной программы ООО и СОО и к формированию универсальных учебных действий. Выбор данных программ обусловлен тем, что они реализуют системно-деятельностный подход в обучении.

В процессе реализации образовательной программы использую различные индивидуальные методические разработки: планы-конспекты уроков (урок-исследование проблемы, семинары, урок-деловая игра, урок-зачет и т.д.). К урокам разрабатываю диагностические задания: тематические тесты, кроссворды, проверочные и контрольные работы, диктанты; наглядный материал: таблицы, карточки с индивидуальными заданиями, интерактивные задания, использую видио- и фотоматериалы природных физических явлений. Стараюсь постоянно применять новые формы и средства обучения. На уроках применяю элементы групповой, индивидуальной, фронтальной форм работы, работу в парах. Средства обучения разнообразны: плакаты, таблицы, схемы, карточки, видеофильмы, звукозаписи, средства информационно-коммуникационных технологий и др. В моей методической копилке достаточно много материалов: презентации к урокам, тесты, разработки уроков, внеклассных мероприятий, тексты заданий для олимпиад и т.д..

Работа по созданию дидактических материалов к урокам включает подготовку разноуровневых карточек заданий, организующих интерактивное обучение, в процессе которого ученик осознанно включает свои знания в урок. Кроме того, эти карточки воплощают дифференцированный подход в обучении. Интерес в учебном процессе проявляется благодаря созданию презентаций. Мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности являются предложенные варианты заданий, таблицы, памятки. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационно- коммуникационных технологий. Использование дидактических материалов, созданных в текстовом редакторе, позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повышает интерес к обучению, позволяет разнообразить формы и средства обучения, повысить творческую активность учащихся.

За время педагогической работы у меня сложилась своя система методов и приёмов обучения, которая даёт положительные результаты. Реализация преемственности между образовательными программами основного общего и среднего общего образования должна обеспечить создание непрерывного образования. Зная особенности каждого обучающегося, строю свои уроки на принципах индивидуализации и дифференциации обучения. Обучающимся предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляю возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками. Одним из методов достижения преемственности между образовательными программами является согласование целей и задач на разных ступенях обучения; соответствие форм, методов развивающей системы обучения в школе; достаточный уровень психолого-педагогического обеспечения адаптационного периода.

На каждом уроке я ставлю перед собой следующие общие задачи: развитие соответствующих навыков и умений, актуализация процесса обучения, формирование научного мышления у обучающихся, повышение мотивации к обучению, развитие интереса к предмету, научить детей логически понимать и осмысливать материал разнообразными методами. Но и на каждом из этапов урока я ставлю определённые цели и задачи. Целью организационного момента является проверка внешней и внутренней (психологической) готовности учащихся к уроку, создание доброжелательной атмосферы и спокойной деловой обстановки в начале занятия. Проверка домашнего задания показывает степень усвоения учащимися предыдущего материала. Цель - не только проверить, все ли дети выполнили задание, но и выявить трудности, которые им встретились при выполнении, а также выявить типичные ошибки. При постановке темы, цели занятий перед обучающимися я сочетаю общие цели и конкретные задачи. Согласно современным требованиям, стараюсь подвести детей к самостоятельной формулировке темы и целей урока. При этом использую метод беседы и аналогии или сравнения (с ранее изученным материалом), а также предлагаю выполнить задание поискового характера. Далее следует момент психологической подготовки к изучению нового материала, где я создаю перед обучающимися проблемные ситуации. Целью данного этапа является установка на изучение и прочное запоминание нового материала.На этапе изучения нового материала ставлю цель самостоятельного приобретения знаний обучающимися. Иногда дети индивидуально или в группе под моим руководством проводят небольшое исследование, а иногда, всё же приходится прибегать и к традиционным методам: слово учителя, рассказ, беседа и т. д. При первичном закреплении нового материала ставлю цель - определить и проанализировать понимание обучающимися изученного, а также их умение применять новые знания при решении задач. Важной задачей данного этапа считаю получение обратной связи. Во время дальнейшей работы по закреплению и углублению знаний ставлю цель выполнения обучающимися самостоятельной работы: задания творческого характера, работа с дополнительной литературой и т. д. Основной задачей данного этапа является обучение детей самостоятельной работе с материалом. Домашнее задание способствует проверке усвоения учащимися нового материала. На этом этапе я веду беседу о рациональных приёмах выполнения того или иного задания, инструктаж по выполнению. Всегда стараюсь предлагать дифференцированные по степени сложности задания. Основная задача - проверить уровень и степень усвоения материала. При подведении итогов урока и оценивании моими задачами являются определить, каким является достигнутый на уроке уровень теоретических знаний и практических умений и навыков, проверить осознанность и глубину знаний, прочность навыков. Следующей целью ставлю установление результативности подхода к различным по уровню подготовки группам обучающихся: произошло ли выравнивание уровней знаний, умений и навыков слабо подготовленных обучающихся и продвижение в развитии сильных Также на этом этапе я ставлю перед собой задачу установить, достигнуты ли цели урока. Обязательной задачей этапа является самооценка обучающихся собственной деятельности и оценивание результатов деятельности одноклассников.С целью осуществления дифференцированного подхода к обучению считаю целесообразным проводить индивидуальную работу на всех этапах урока (усвоение новых знаний и их закрепление, повторение пройденного, контроль). Она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала и особенно при его предварительной домашней проработке.

На уроках стараюсь использовать различные формы работы: выполнение исследовательских работ, работа у доски, доклады, презентации, работа в парах по системе: ведущий-ведомый, защита проекта. Помимо карточек широко используются дифференцированные домашние задания, разноуровневые задания, когда учащийся сам выбирает посильное на данный момент задание. Для слабо успевающих учащихся составляю такую систему упражнений, которая содержала бы в себе алгоритмы выполнения упражнений, позволяющие ученику шаг за шагом решить определенное упражнение. Для сильных учеников это могут быть разнообразные задания на сравнение, классификацию, обобщение. Совместная деятельность учащихся эффективна при проведении работ-практикумов, лабораторных работ. Состав группы определяется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Объединение школьников в группы происходит по принципу отбора учеников разного уровня подготовки, что позволяет ребятам взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учеников!

Для создания рабочей атмосферы я использую различные вербальные и невербальные приёмы. На моих уроках стараюсь создавать обстановку доброжелательности, открытости, взаимного доверия и уважения. Поэтому обучающиеся чувствуют себя свободно, открыто выражают своё мнение. Учащиеся при этом чувствуют себя творческой личностью и охотно участвуют в мероприятиях В своей педагогической деятельности я придерживаюсь технологии ненасильственного обучения. Владение ею помогает уйти от авторитарного стиля управления на уроке, даёт возможность увлекать, заинтересовывать учащихся учебным материалом, побуждать их к размышлению, а также позволяет использовать разнообразные формы коллективной мыслительной деятельности, способствует созданию благоприятного психологического микроклимата, сохранению интереса к учебному материалу. Среди невербальных средств, используемых мною, хочется отметить следующие: добрый, приветливый взгляд, открытые жесты. Важным условием моей работы является улыбка и доброе слово. На мой взгляд, одним из важных средств создания благоприятного микроклимата в учебном процессе является похвала ученика. Поддержание дисциплины в учебно-воспитательном процессе является необходимым условием для успешного его осуществления. Для этой цели я использую следующие вербальные и невербальные приёмы: пауза, взгляд, физический контакт (тронуть за плечо), спросить о причине такого поведения, успокоить, вовлечь в урок, дать индивидуальное задание, убрать то, что вызвало плохое поведение, рассказать о своих ожиданиях относительно его поведения. Много внимания уделяю здоровьесберегающим технологиям обучения. Провожу зарядку для глаз, по возможности стараюсь использовать на уроке смену динамических поз, игры,регулярно провожу физкультминутки и динамические паузы.

Организацию учебной деятельности обучащихяя строю на основе системно-деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа: ИКТ-технологию, проблемно-диалогическую, игровую, технологию организации проектной деятельности, здоровьесберегающую технологию. При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности,наглядности. Именно наглядность служит опорой для развития творческого мышления, действия и речи ребёнка, что является результатом качественного обучения. Ресурсы сети Интернета использую как для поиска дополнительного материала к урокам и презентациям, так и для самообразования и повышения своей квалификации.

Одним из эффективных путей повышения качества образования школьников, на мой взгляд, является реализация идей проблемного обучения. Система заданий поискового характера способствует более осознанному и глубокому усвоению знаний, прочному формированию навыков, требует от них самостоятельного овладения знаниями и способами добывания этих знаний, что очень важно в общей системе работы под руководством учителя. Задания творческого характера стимулируют познавательную активность обучающихся. В процессе обучения необходима атмосфера заинтересованности. Поэтому я провожу и организую на уроках и во внеклассной деятельности конкурсы, кроссворды, викторины, КВН, загадки, уроки-лекции, урок- игру, исследования, так как они обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика. Активизировать учебный процесс,сделать его интересным мне помогают и поисковые задачи,загадки-шутки, ребусы. Творческие задания дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Чтобы повысить интерес к предмету, считаю важным использование дидактических игр, ролевых игр, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их воображение. Игры развивают внимание, память, наблюдательность, творческие способности.

Эффективность обучения и воспитания во многом зависит от отношения к учению самих учащихея. Сегодня у большинства детей мотивация к учению практически отсутствует, что является для нас - учителей серьезной проблемой. Причины создания такой ситуации различны - социальные, психологические и др.Результатом снижения мотивации к учебной деятельности являются:- устойчивая неуспеваемость в обучении;- нарушение поведения;- конфликты в школе;- искажения в личностном развитии. Дети могут плохо учиться в результате сознательного избегания обучения. Некоторые, достаточно смышленые дети, отказываются от образования, считая, что оно не стоит той работы, которую им приходится совершать для его получения. Известно, что под мотивацией вообще понимаются процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность и пассивность поведения. Для повышения мотивации учеников необходимо: обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности; использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление; организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом; самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах; видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы. Приёмы мотивации, которые я использую на уроках и которые, на мой взгляд, позволяют наиболее эффективно изучать материал на любом из дидактических уровней следующие: обращение к жизненному опыту детей, обсуждение с детьми хорошо знакомые им жизненные ситуации; ролевой подход и деловая игра (в этом случае ученику (или группе учащихся) предлагаю выступить в роли того или иного действующего лица. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью); решение нестандартных задач на смекалку и логику, задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда и для дополнительного решения дома (как правило, такие задачи используются для мотивации учебной деятельности); кроссворды, шарады, ребусы (привычные для детей такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., вызывают у них дискомфорт, волнение, что сказывается на результатах. Проверить знания учеников можно, например, предложив им работу по отгадыванию кроссвордов). Нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования положительной мотивации, без которого все описанное выше может просто не сработать. Это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Это поднимает самооценку учеников, их личностную значимость, что очень важно для детей в подростковом возрасте. И это еще один шаг, может быть, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения.

Система оценивания деятельности обучающихся традиционная, но при этом руководствуюсь следующими принципами: любая деятельность ученика по приобретению знаний должна быть оценена; оценка должна быть полностью лишена какого-либо момента сравнения одного ученика с другим, а в первую очередь должна отмечать изменения, происходящие с одним учащимся; оцениваются только результаты деятельности ученика, а не его личные качества; оценке учителя должна предшествовать самооценка ученика. Взаимооценка, на мой взгляд, является важнейшей составляющей оценочной деятельности на уроке, так как побуждает ученика анализировать, делать выводы, стремиться работать лучше. Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. А затем под руководством учителя идет взаимопроверка. Далее работы возвращаются авторам, и они могут задать вопросы, если не согласны с оценкой проверяющих Как показывает практика, такие приемы оценивания делают процесс учения сознательным, а следовательно, более эффективным.

На каждом уроке на этапе получения нового знания обучающиеся выполняют различные виды деятельности. Для развития познавательного интереса и вовлечения в урок детям предлагаются различные задания : загадки, ребусы, кроссворды, шарады, устный счёт, задачи-шутки и др. Дети, выполняя задания, переходят от простого к сложному, появляется интерес и потребность в получении знаний. На этом этапе урока предусмотрена самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах Дети могут самостоятельно добывать знания, опираясь на план, предложенный учителем. Потом они сравнивают полученные результаты, анализируют свои работы и делают соответствующие выводы. На уроке предусматривается работа с учебником, рабочей тетрадью, дополнительной литературой,словарями, энциклопедиями, электронными образовательными ресурсами.

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни,обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся.В организации воспитания и социализации обучающихся приоритетными считаю следующие направления: 1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,свободам и обязанностям человека (любовь к России, своему народу, своему краю):изучение Конституции РФ, знакомство с героическими страницами истории России, знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством. 2)Воспитание социальной ответственности и компетентности: овладение формами и методами самовоспитания (самокритика, самовнушение), активное и осознанное участие в разнообразных видах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра,спорт, творчество; приобретение опыта и освоение основных форм учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями. 3) Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания: участие в общественно полезном труде, участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, природе.4) Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:участие в пропаганде экологически здорового образа жизни (проводить беседы, тематические игры, просматривать и обсуждать фильмы, посвящённые разным формам оздоровления), учиться экологически грамотному поведению в школе, дома, в природной среде. 5) Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. 6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному: знакомство с местными мастерами прикладного искусства,участие в оформлении класса и школы, в выставках творческихработ обучающихся, в озеленении пришкольного участка.

Находясь в постоянном взаимодействии с учениками, я стараюсь вовремя заметить назревающую проблему и помочь ребёнку в трудной ситуации. В беседах с детьми стараюсь оценивать не только внешнюю сторону их жизни (поступки, действия и их результаты), но и внутренние сомнения и переживания. В любых ситуациях я поддерживаю обучающихся, сопереживаю, стараюсь найти в нужный момент то, за что ребёнка можно похвалить, акцентирую внимание на сильных сторонах его личности, учу принимать свои ошибки и учиться на них. Общение с детьми я стараюсь строить на доверии. При этом учитываю психоэмоциональное состояние каждого ребёнка, использую личностный, дифференцированный, возрастной и индивидуальный подход.Таким образом, для каждого обучающегося я стараюсь стать не только человеком, который передаёт профессиональные знания, но и человеком, который научит преодолевать, разрешать трудные ситуации, поможет поверить в себя, в собственные силы. А это залог успешной самореализации в современном обществе, в собственной жизни и профессиональной деятельности.

В нашей школе работе с родителями уделяется большое внимание. Проводилась и проводится работа по педагогическому просвещению и образованию родителей, по укреплению сотрудничества с родителями. Формы и методы работы с родителями безусловно должны учитывать психологические особенности каждого школьника, ведь в этот период перестраиваются познавательные процессы, развивается мышление, формируются саморегуляция поведения и воля, появляются компетентность и уверенность в себе,расширяется сфера общения, формируются отношения в учебном коллективе. Элементами системы работы с родителями являются: изучение семьи, её уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности, установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании детей, последовательное психолого-педагогическое просвещение родителей, систематическое взаимное информирование о ходе развития школьника, совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и воспитанию детей, оказание практической педагогической помощи родителям в случае необходимости, содействие в установлении связи семьи с общественностью в целях улучшения воспитания детей, привлечение родителей к внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися в школе. Считаю важными такие формы работы, как родительские собрания, консультации, устные журналы,тренинги, посещения на дому. При этом формы и методы работы с родителями могут быть индивидуальными и коллективными. К индивидуальным относятся анкетирования, посещения ребенка на дому, индивидуальные беседы или консультации,использование различных памяток, изучение семьи школьника на основе документов, встреч и другие. Коллективные включают в себя родительские собрания, тематические мероприятия, лекции, беседы и консультации родителей. Большой эффект в воспитании, укреплении связей и взаимопонимания между родителями дают проводимые совместные мероприятия: концерты и представления детей для родителей, походы в составе класса с родителями по родному краю, экскурсии и другие мероприятия.

Я.А. Коменский говорил: «Учителями должны быть люди... честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны прививать другим». Педагог должен быть опрятен, пунктуален, вежлив, тогда он может требовать того же от других Его профессиональные качества - это исполнительская дисциплина, стремление к самообразованию, освоение современных технологий, творческий подход, хорошие организаторские способности. Кроме перечисленного, педагог должен обладать такими качествами, как оптимизм, справедливость, толерантность, терпение, отзывчивость, тактичность, чувство поддержки, любовь к детям. Это должен быть человек высоких моральных качеств, с надлежащим уровнем профессиональной подготовки. Важной для учителя является положительная эмоциональная настроенность, которая проявляется в умении оставлять за дверями школы неприятные переживания, плохое настроение. Он должен уметь устанавливать и поддерживать контакты с детьми, другими учителями, родителями обучающихся, строить правильные взаимоотношения с ними, выбирать в нужный момент целесообразные меры воздействия. Все эти требования я стараюсь реализовать в своей педагогической деятельности. Я постоянно работаю над собой: повышаю своё профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации, на районных семинарах, изучаю и, по мере возможностей, внедряю различные педагогические технологии,составляю свои рабочие программы по предметам в соответствии со стандартом образования, знакомлюсь с материалами сайтов Интернета и методической копилкой учителей, размещаю материалы в сети Интернет.

В коллектив школы я пришел не очень давно. Приняли меня радушно. В педагогическом коллективе сложились дружеские отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопонимании. Стараюсь контактировать со всеми учителями нашей школы особенно с педагогами, преподающими предметы физико-математического цикла. Во взаимоотношениях с коллегами стараюсь быть честным, справедливым, порядочным, доброжелательным, с уважением отношусь к их знаниям и опыту, а также готов поделиться своими наработками и знаниями. Надо всегда помнить, что взаимоотношения в педагогическом коллективе сильно отражаются на качестве учебно-воспитательного процесса, поэтому в нашем педагогическом коллективе они основываются на признании профессионализма, интересе и совместной деятельности для достижения лучших результатов, корректном общении,уважении чужой точки зрения.